Опубликовано

МАУ против Госавиаслужбы: заплатит ли Коломойский по долгам

С 17 мая вступил в силу приказ Госавиаслужбы №222, который либерализирует и упрощает доступ к рынку авиаперевозок.

По новым правилам, компании, которые имеют долги перед государством, не будут допускаться к рынку авиаперевозок.

Такая авиакомпания в Украине всего одна – “Международные авиалинии Украины”, принадлежащая днепропетровскому бизнесмену Игорю Коломойскому. Долг МАУ по сбору в специализированный госавиафонд составляет 147,1 млн гривен.

В МАУ считают, что сборы не соответствуют законодательству, а попытку запретить им полеты из-за задолженности шантажом по отношению к их авиакомпании.

Накануне МАУ обратилась в Окружной административный суд Киева, и тот разрешил компании продолжать полеты, не оплачивая сборы. Госавиаслужба, в свою очередь, пообещала обжаловать решение суда.

Либерализация вместо узурпации

Приказ Госавиаслужбы №222, вступивший в силу 17 мая, вносит всего три изменения в авиационные правила.

Первое – исключает условие проверки преимущественного владения авиационного перевозчика при получении права на эксплуатацию воздушной линии. Раньше более 50% уставного капитала должно было числиться за государством Украина или ее гражданами.

Данного условие могло серьезно ограничить вход на украинский рынок иностранных авиакомпаний, в частности всеми ожидаемых лоукостов. Их число, согласно программе развития аэропортов, хотят увеличить до 30 компаний к 2023 году.

По версии МАУ, исключение этого пункта из правил будет противоречить международным нормам, которые должна выполнять Украина. В Госавиаслужбе парируют, что никаким нормам это не противоречит – преимущественное владение всегда проверяет отдел лицензирования, а изменение просто убирает лишнюю бюрократию.

“Это требование есть в условиях лицензирования и Воздушном кодексе, мы просто убрали необходимость двойной работы”, – объяснила пресс-секретарь Госавиаслужбы Ирина Кустовская.

Второе – исключено условие, обязующее авиакомпании, летать год в пределах Украины, прежде чем выходить на международные перелеты. Компании теперь могут сами без проблем выстраивать сеть маршрутов.

И третье – авиакомпаниям, имеющим задолженность перед Госавиаслужбой по государственным сборам, будут отказывать в праве доступа к рынку воздушных перевозок при выдаче новых прав на эксплуатацию воздушных линий.

Эти условия небольшие участники рынка ждали примерно полтора года. Условия, которые были пересмотрены нынешним главой Госавиаслужбы Александром Бильчуком, раньше внес его коллега Денис Антонюк.

Тогда приказ бывшего топ-менеджера МАУ №686, вызвал шквал критики среди небольших авиакомпаний, которые обвинили главу Госаваиаслужбы не просто в лоббизме в пользу МАУ, а в создании условий, закрепляющей монополию за авиакомпанией Коломойского.

Все пункты были выгодны МАУ: первые два ограничили бы доступ конкурентов МАУ к небу, а отсутствие последнего позволило бы и дальше не выплачивать госавиасбор, сумма задолженности по которому превысила 147 млн грн.

Правила отменили, но МАУ не собирается отсиживаться в стороне. Авиакомпания обратилась в Окружной административный суд Киева с просьбой признать приказ Госавиа незаконным и добилась того, чтобы при рассмотрении заявок МАУ им не отказывали в маршрутах.

“Мы убеждены в том, что эти правила не соответствуют тем же самым европейским нормам, частично, а частично они не позволяют развивать конкуренцию на внутреннем рынке авиаперевозок. Одно из этих изменений – это похоже очень сильно то ли на шантаж, то ли на что-либо еще в отношении компании МАУ”, – заявил на пресс-конференции президент МАУ Юрий Мирошников.

О спорном сборе

Сбор, который не хочет выплачивать МАУ, взымается за выдачу разрешений на эксплуатацию воздушных линий, существует с 1993 года и регулируется постановлением Кабмина “Про создание государственного спецфонда финансирования общегосударственных трат на авиационную деятельность и участия Украины в международных авиационных организациях”.

“Всем известно, что у нас уже многолетний спор с авиаслужбой именно по поводу этих сборов. Спор, который рассматривается в судах. В судах он, потому что наши позиции радикально разошлись в отношении законности и методов взимания этого сбора, целевого назначения и всех остальных обстоятельств”, – говорит Мирошников.

Государственный сбор рассчитывается на каждого пассажира, который вылетает из аэропорта: 0,5 доллара – если внутренний рейс, и 2 доллара – если международный, а также за каждую тонну груза: 2,5 доллара на внутренних рейсах и 10 доларов – на международных.

“Сбор этот прописан в 819 постановлении Кабмина, сумма его указана. Сама процедура нуждается в усовершенствовании, но этот документ действует и его нужно выполнять”, – отмечают в пресс-службе Госавиаслужбы.

Как заявил президент авиакомпании во время недавней пресс-конференции, в компании провели юридический анализ, который показал, что сбор перестал соответствовать нормам украинского законодательства.

“Сбор действительно существует с 1993 года, регулируется постановлением Кабмина. Но в 2011-2012 году кардинально изменилось законодательство, были изменены налоговый и воздушный кодексы и конечно после принятия этих документов то регулирование, которое существует до сих пор, перестало соответствовать кодексу”, – заявил на пресс-конферении партнер юридического бюро “ECOVIS Бондарь и Бондарь” Олег Бондарь, который защищает МАУ в суде.

По мнению МАУ, Госавиаслужба самостоятельно определила порядок и термин оплаты сборов, что выходит за границы ее полномочий, т.к. такими полномочиями наделяется исключительно Кабмин.

В судебной решении МАУ ссылается на то, что данный сбор не указан в Налоговом кодексе. А поскольку Налоговый кодекс имеет высшую юридическую силу над приказом Госавиаслужбы, то оплате не подлежит.

Защита МАУ настаивает на том, что Госавиаслужба вообще не имеет права “выставлять субъектам авиационной деятельности счета по оплате государственных сборов”, поскольку нет таких законов, которые наделяли бы ее этим правом и функциями.

При этом в Воздушном кодексе четко указывается, на что идет сбор. Согласно статье п. 4 ст. 12 “Осуществления общегосударственных трат на авиационную деятельность и участия Украины в международных авиационных организациях” за счет данного сбора финансируется участие Украины в международных авиационных организациях.

Там же в 8 пункте сказано, что платежи являются обязательными для всех субъектов авиационной деятельности.

В МАУ же заявляют, что готовы выплатить сбор, как только нормативные акты будут приведены в порядок в соответствии с законодательством.

“Сам порядок взимания требует, чтобы его усовершенствовали. Эта работа уже началась в госавиаслужбе, сейчас у нас проходит обсуждение изменений в соответствующее правительственное постановление №819. Мы открыты ко всем предложениям от участников рынка, готовы обсуждать, вырабатывать позицию и начинать регистрацию документа с изменениями в этом постановление”, – говорит Кустовская.

Взимаем, но не отдаем

По словам Мирошникова, МАУ перестала выплачивать данный сбор в 2014 году.

“МАУ его платила фактически до захода в эту компанию Арона Майберга и Игоря Коломойского – совладельцев МАУ. Как только они стали хозяевами этой компании, а Главой Госавиаслужбы стал их бывший сотрудник Антонюк, начали возникать вопросы в отношении этого госсбора и появились административные рычаги для избежания оплаты. При прошлом правительстве они себе такого не позволяли и платили все”, – говорит президент авиакомпании UM Air Родриг Мерхеж.

При этом до 1 марта 2016 года в расшифровке цены билета МАУ значился в том числе и спорный госсбор, который компания продолжала взимать на протяжении двух лет, даже после того, как решила его считать незаконным.

“Сейчас они спорят с государством, должны они его платить или нет. Допустим, государство не право. Зачем тогда МАУ требует его у пассажира? Суд же не вынес постановление, что МАУ должно его присвоить. Он или принадлежит государству, или пассажиру. Замораживайте его на счету и возвращайте пассажиру”, – добавляет Мерхеж.

Чего ожидать дальше, пока не ясно.

“На 6 июня назначено только предварительное заседание суда. Мы не можем прогнозировать, что решит судья, но в любом случае, мы будем бороться за то, чтобы должники выплачивали суммы, которые они обязаны платить по закону”, – заявила Кустовская.

В целом этот прецедент может иметь и более серьезные последствия для Госавиаслужбы, ведь любая компания может решить, что она больше не обязана выплачивать сборы и точно так же может обратиться в суд, особенно, если МАУ сможет оспорить приказ.

В бюджете на 2016 год прописано, что от поступлений в спецфонд финансирования расходов на авиационную деятельность, государство ожидает 188,9 млн грн. Из-за позиции МАУ, сумма поступлений может быть значительно меньше.

“МАУ – основной наполнитель этого фонда, и если сбор не будет выплачиваться, Украина ставит под угрозу безопасность полетов, не выплачивает членские взносы в международные организации, что грозит ей исключением из них”, – добавляет Мерхеж.

С другой стороны, если Госавиаслужба заинтересована в скорых поступлениях по госдолгу и либерализации авиарынка, придется как можно быстрее решить вопрос с изменениями в нормативные акты, чтобы у компаний вроде МАУ больше не оставалось лазеек для неуплаты долгов.

В любом случае, если МАУ выиграет суд, о либерализации рынка на какое-то время придется забыть, а более мелким авиакомпаниям придется потесниться и потерять ту незначительную часть маршрутов, которую они имеют сейчас.

Федор Попадюк