Опубликовано

Продается все, или почему в Украине буксирует реформа госзакупок

Государственные закупки в цивилизованном государстве – это сотни миллионов, сэкономленные для бюджета страны. Государственные закупки в Украине – это колоссальные потери для казны и откаты для конкретных лиц. Из-за непрозрачности госзакупок, бюджет недополучал до 50 млрд грн в год.

За реформирование пронизанной коррупцией системы госзакупок взялись в апреле 2014 года. Тогда Верховная Рада приняла закон о госзакупках, который, в частности, дал возможность проводить допороговые тендера (товаров – на сумму до 100 тыс. грн, работ и услуг – до 1 млн грн) на электронных площадках.

Это стало главным толчком к появлению тендерных спецплатформ. Сегодня эти площадки, вместе с некоторыми наиболее прогрессивными министерствами, рапортуют об успешной борьбе с коррупцией. Но в реальности все не так радужно.

Начали за здравие

Прогресс и правда есть. В начале 2014 года несколько тендерных провайдеров объединились в движение ProZorro (один из идеологов проекта – организация Transparency International). Его задача – популяризировать идеологию электронных торгов, лоббировать интересы участников этого рынка, служить связующим звеном между заказчиками и исполнителями.

К началу августа количество заказчиков на электронных площадках приблизилось к 300. При содействии ProZorro было проведено более 4200 тендеров. Общая сумма закупок достигла 1,2 млрд грн – около 0,5 % от общей суммы госзакупок. Но процесс пошел.

Одним из крупнейших закупщиков сегодня является Минобороны, которое перешло на обязательные тендеры в электронном формате. Также услугами онлайн-площадок активно пользуются Мининфраструктуры, Минэнергоугля и Минобразования.

Министр экономразвития и торговли Айварас Абромавичус даже заявил, что благодаря этому бюджет экономит до 20%. А итоговая экономия ежегодно, после полноценного перехода на электронные торги, составит почти 50 млрд грн. Те самые, о которых говорила СБУ.

Цифры многообещающие. Но они недостаточно показательны.

Во-первых, на данный момент идет речь исключительно о допороговых закупках. И неизвестно, оправдает ли себя система, когда объемы тендеров будут составлять миллионы и десятки миллионов гривен.

Во-вторых, есть немало вопросов к тому, как должны проводиться электронные торги, когда они перейдут на “промышленную” основу.

Перемены уже скоро?

В недрах Рады не первый месяц готовятся необходимые законодательные новации, которые призваны установить четкие правила игры для до- и сверхпороговых закупок. Но лоббировать эти изменения особо никто не торопится.

Хотя рынок торопит и требует ответы на многие вопросы.

Например, до сих пор остается предметом дискуссии критерии отбора победителя. Один из вариантов – опираться на цену. Кто предложил наилучшие условия – тот и победил.

“Но мало кто задумывается, что из-за ориентации на стоимость возрастают риски саботажа торгов. Ведь на выполнение заказа влияет и репутация исполнителя, и наличие у него необходимых документов (сертификатов, лицензий), и технических средств, и активов”, – пояснил Алексей Стародубов, сооснователь платформы по электронным закупкам Newtend.

Также однобокость при отборе оставляет лазейки для коррупции.

Не определены параметры, по которым будет проверяться надежность поставщиков. Важно, чтобы подрядчик смог не только выиграть тендер, но и произвести продукцию, оказать требуемые услуги, не сорвать заказ.

“По идее, заказчик обязан сам проверять информацию из открытых госреестров. Но лучше, чтобы Кабмин разработал порядок предоставления “единой тендерной справки” (о ее внедрении речь ведется уже достаточно давно, – РБК-Украина)”, – сказал РБК-Украина представитель Transparency International Ukraine, независимый эксперт по вопросам госзакупок Андрей Марусов.

Тогда, считает Марусов, заказчики будут знать, с кем имеют дело, и каковы риски того, что его могут “кинуть”.

Но гарантии нужны и бизнесу, который будет участвовать в тендерах. Прежде всего – платежеспособность.

Многие госпредприятия, зависящие от госдотаций, испытывают сложности с ликвидностью и финансово нестабильны. Неудивительно, что подрядчики опасаются неоплаты невыполненных заказов.

Должен быть упрощен и доступ к тендерам. “Поставщики хотят иметь такой же простой доступ к госторгам, как и к тендерам частных компаний”, – сказала координатор ProZorro Кристина Гуцалова.

Все ревизионные процедуры должны происходить после того, как заказчик выбрал заявку, и готов иметь дело с конкретным подрядчиком.

Не все так гладко

Еще один тормоз на пути электронных тендеров – неопределенность модели, по которой в Украине будут работать госзакупки.

Грузинские эксперты, которые консультировали правительство по данному направлению, советовали систему, принятую в их стране: все госзакупки проходят на одной площадке, подчиненной Агентству государственных закупок.

Иными словами, государство выступает монополистом. Но и недостатки в таком подходе очевидны. Особенно в Украине, где тендеры всегда находились в чиновничьих руках.

Западная Европа, напротив, придерживается децентрализованных моделей, где операторов-площадок, предоставляющих тендерные услуги, много. Некое подобие европейского опыта пытается перенять ProZorro.

Но многие эксперты сходятся во мнении, что Украине подойдет гибридная модель.

“Есть ряд товаров и услуг, которые касаются всех центральных органов. По ним закупки могут проходить централизовано, что даст возможность минимальной цены закупки за счет объема и обеспечит контроль соблюдения процедур. Вместе с тем, специфические заказы есть и у органов местного самоуправления, где госзакупки будут проходить на своем уровне”, – сказала РБК-Украина член парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Оксана Продан.

Но даже если следовать принципам децентрализации, ProZorro или другая система, должна получить внятный статус – объединения или саморегулирующейся организации.

Даже Европейский банк реконструкции и развития уже обратил внимание на то, что неопределенная роль ProZorro создает риски для всей системы.

“Пока это “клуб по интересам”. Но после принятия закона должна появиться коммерческая составляющая. Иначе система попросту развалится”, – пояснил Алексей Стародубов.

Тем более, что уже сегодня между участниками платформы появляются разногласия. Не все до конца понимают свои перспективы в данном проекте.

“Первоначальный запал прошел и все начали думать: а как зарабатывать? Как поступить, если произойдет то или это? И хотя идеологов ProZorro можно только похвалить за инициативность, на сложные вопросы они отвечать не торопятся. Им главное показать объемы, добиться благосклонности министерств. Однако о нас, как о фундаменте проекта, особо никто не думает. И это демотивирует”, – сообщил РБК-Украина на правах анонимности представитель одной из торговых платформ.

Впрочем, в Кабмине обещают к осени представить парламенту законодательные изменения, которые глава МЭРТ Абромавичус назвал революционными.

Главное, чтобы революция была без крови и с пользой для бюджета и бизнеса, который возлагает на тендеры большие надежды.

Павел Харламов