Опубликовано

Украина теряет дороги. Пять причин для беспокойства

После своего назначения премьер-министр Владимир Гройсман подчеркивал необходимость быстрого восстановления дорог, 98% которых – в ужасном состоянии.

В 2016 году на ремонт были выделены рекордные 13 млрд грн и частично восстановлены наиболее разрушенные участки вроде трассы Одесса – Рени.

Однако заявленные сроки восстановления часто увеличиваются вдвое. Соответственно, растет и бюджет, в результате чего первоначальная стоимость не соответствует конечной.

ЭП и инициатива CoST Ukraine, которая контролирует строительство дорог, описали наиболее распространенные причины роста стоимости ремонтов и сроков их выполнения.

1. Несовершенная проектная документация

Перед началом ремонтных работ разрабатывается проектная документация. Сначала общая, где указываются общие сроки и объемы работ, а затем рабочая, в которой подробно расписываются все этапы и нюансы строительства.

По словам представителей CoST Ukraine, часто ради экономии времени и денег частью рабочего проекта пренебрегают. Как следствие, о необходимости строительства надземных и подземных пешеходных переходов подрядчики узнают в последний момент, что автоматически приводит к росту стоимости строительства.

“Только по проекту трассы Лубны – Полтава пришлось заключать более 50 дополнительных соглашений на проектные работы. Если не предусмотреть надземные или подземные пешеходные переходы, это приводит к разрыву общественных коммуникаций между частями населенного пункта, разделенного по трассе, и к неоднократным смертельным случаям”, – отмечает верификатор CoST Ukraine Андрей Вознюк.

К слову, один подземный переход стоит 2-3 млн грн, надземный – 10 млн грн.

В CoST Ukraine отмечают, что во избежание изменения договоров и минимизации дополнительных расходов после заключения контрактов между заказчиком и подрядчиком необходимо разрабатывать рабочую проектную документацию, в которой вопросы безопасности участников движения и окрестных жителей будут совершенно проработаны.

2. Сплошная бюрократия

Как правило, разработка проектной документации длится год.

Вследствие длительных согласований и чрезмерной бюрократии детализированная проектная документация по ремонту дороги Киев – Харьков – Довжанский на участке Лубны – Полтава была подготовлена в 2011 году. Тендер состоялся только в октябре 2012 года, а ремонтные работы начались в апреле 2013 года.

Поскольку с момента проведения обследования дороги, необходимого для разработки проектной документации, до начала ремонта прошло более двух лет, перед подрядчиком возникли существенные проблемы. Вдоль дороги появились магазины, линии электропередач, газопроводы и много других инфраструктурных сооружений.

“Когда был определен победитель и начались земляные работы, оказалось, что заявленная документация “немного” не соответствует ситуации на дороге. Пришлось согласовывать с “Укрэнерго” перенос ЛЭП, а это минимум месяц времени. Как следствие, дорожная строительная техника простаивала”, – указывает Вознюк.

Если такие нюансы учтены при разработке рабочего проекта, то процесс согласования между государственными органами и компаниями часто приводит к дополнительным расходам. При этом каждый день простоя на площадке может стоить 50 тыс долл.

3. Возмещение НДС иностранным подрядчикам

Если тендер выигрывает иностранная фирма, она может завозить технику и персонал. В таком случае государство берет на себя обязательства по возмещению НДС. При этом задержка с оплатой в среднем может достигать месяца.

“Каждый иностранный подрядчик имеет свою формулу, заложенный курс, проценты, и в результате задержки с возмещением ежедневно начисляется пеня. На дороге Киев – Харьков – Довжанский срок выполнения работ с изначальных 540 дней перевалил за 1 тыс дней, а стоимость возросла более чем на 80 млн грн”, – отмечает Вознюк.

4. Игнорирование общественных слушаний

В CoST Ukraine также отмечают, что на этапе проектирования стоит выносить отдельные решения на рассмотрение местных общин.

Например, жители Полтавской области летом 2016 протестовали из-за того, что участок упомянутой дороги будет проходить через их огороды и дворы.

“Были обращения и депутатские запросы относительно работ, не предусмотренных проектом. Если бы на этапе проектирования состоялись общественные слушания, возможно, стоимость работ была бы меньше”, – говорит эксперт.

5. Расходы на раскопки

Во время строительства дороги подрядчики часто находят исторические памятники. Однако, чтобы не создавать себе лишних проблем, найденные артефакты, которые имеют большую ценность, сразу же закапываются назад, а работы продолжаются в соответствии с запланированным графиком.

В 2012 году, при устройстве местного подъезда к дороге “Киев – Харьков – Довжанский” в селе Абазовка Полтавского района, наряду со строительными работами велись и археологические. Там, в частности, были найдены остатки Черняховской культуры III-V века.

В проектной документации предусматриваются археологические раскопки, и в бюджет это тоже вписывается. Заказчик обязан сотрудничать с Институтом археологии НАН Украины.

Подобных раскопок, кстати, в рамках строительства дорог было множество: Киев – Чоп (могильник) Киев – Одесса (Скифский курган) Киев – Харьков – Довжанский (курганы) и многие другие.

Как правило, за раскопки платит застройщик – соответствующая областная САД (заказчик работ). Средняя цена раскопок составляет 1 тыс. грн за метр диаметра. То есть если есть курган диаметром 50 метров, то заплатим за него 50 тыс. грн.

Фёдор Попадюк