Опубликовано

В роботизированной экономике людям придется быть маркетологами — Bloomberg View

Страх, что роботы и совершенное программное обеспечение заменит всех людей на рабочих местах, стал доминантным экономическим мемом наших времен. Но этот страх неуместен. Вряд ли человечество столкнется с массовой безработицей. Скорее всего, работники перейдут в новые экономические секторы. Хоть это и болезненный процесс, но так происходило всегда.

Об этом на страницах Bloomberg пишет профессор экономики Университета Джорджа Мейсона Тайлер Ковен.

Он добавляет, что настоящий риск в том, что роботы заставят многих людей занять менее социально производительные профессии, особенно в маркетинге. Автор предлагает для примера рассмотреть банкоматы. В 90-х, когда они массово входили в обиход, существовали страхи, что так машины заменят банковских кассиров. Но этого не произошло. Банкоматы сделали содержание отделений банков дешевле. А это позволило финучреждения нанимать больше персонала включительно с кассирами.

Кассиры стали играть меньшую роль в учете наличных и в ведении депозитных счетов, чем было до того. То что же они начали делать взамен? Экономист Джеймс Бессен пояснил: “Их способности в торговле и навыки настраивать связь с клиентами банков стали более важными. Поэтому превращение в том, что банкоматы изменили суть работы кассиров, сделав их более похожими на людей, которые занимаются продажей. Они часть того, что банки называют командой связей с клиентами”.

Изменение в сторону маркетинга в более широком понимании термина касается не только банковских кассиров. Значительная часть юридической работы может быть выполнена умным программным обеспечением. Но наращивание отношений с клиентами никогда не было таким важным, как сейчас. Некоторые функции медсестры автоматизируют, но больницы и врачи до сих пор пытаются улучшить опыт пациентов и завоевать симпатии новых клиентов. Amazon Inc. на своих складах использует роботов для того, чтобы складывать товары на полках. Но кому-то нужно работать над тем, чтобы убедить покупателей купить все эти вещи.

Ковен предлагает суммировать все эти специфические примеры и вывести общую логику замещения рабочей силы. Машины и программное обеспечение очень эффективны в производстве товаров, а в последнее время и в предоставлении некоторых четко определенных услуг. Но машины не эффективны в убеждении, в разработке рекламных кампаний, развитии брендов компаний или корпораций, или же в развитии лояльности клиентов. Все эти задачи останутся на плечах людей еще надолго.