Комментариев нетОпубликовано

Транспорт освободят от наличных

Парламент разрешил украинским городам запустить единый электронный билет для проезда в общественном транспорте. Банки уже начали готовить технологии, которые позволят пассажирскому транспорту отказаться от приема наличных и перейти на безналичные платежи. Но массовое внедрение городами новых технологий произойдет не раньше 2018 года.

Все будет карта

Парламент разрешил местной власти внедрять автоматизированные системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте – единый электронный билет. Города сами будут определять, вводить ли им новую систему расчета, которая позволит перейти к безналичной оплате проезда, или оставить кондукторов в автобусах, метро и троллейбусах. О желании перейти на электронный билет в разное время говорили Киев, Львов, Днепр, Винница, Николаев, Ужгород.

Преимущества проекта очевидны. Потребителям сулят, что они забудут об очередях за билетами или ожидании кондуктора. Киевский метрополитен подсчитал, что за год работы технологии бесконтактной оплаты проезда, пассажиры сэкономили 44,5 тыс. часов ожидания в очередях. По данным MasterCard, в Киеве ежедневно бесконтактной картой оплачивается 25 тысяч поездок.

Проект электронного билета позволит приучить украинцев активнее пользоваться не только картами для проезда. «Технология позволит клиентам привыкнуть к банковским инновациям, активнее пользоваться интернет-банкингом с мобильных устройств», – считают в ПриватБанке.

Кроме того, внедрение новой системы учета позволит городам определить точное количество льготников, которые бесплатно пользуются услугой проезда в общественном транспорте, что, соответственно, отразится на объеме дотации из местных бюджетов коммунальных компаний.

Заинтересован в проекте и Нацбанк, который считает внедрение электронного билета важным инструментом перехода к cashless-экономике – снижению наличных денег в обращении. В 2015 году 99% пассажиров автобусов, трамваев и метро оплачивали проезд наличными, только 1% – картами. В троллейбусах и вовсе было 100-процентная оплата проезда наличными. Для сравнения, проезд железной дорогой в 9% случаев оплачивался безналично, а авиаперелеты – в 80% случаев.

Переход на безналичную оплату увеличит доходы пассажирского транспорта, поскольку считается, что сейчас кондукторы и водители транспортных средств скрывают часть выручки.

Электронные технологии

Наиболее активными в сфере оплаты проезда картами были ПриватБанк и Ощадбанк. Именно эти банки стали основными бенефициарами выгод от использования безконтактных карт для оплаты проезда в Киевском метрополитене. Терминалами также оборудованы станции Киевского фуникулера и Борщаговской линии скоростного трамвая.

В день принятия закона об электронном билете ПриватБанк объявил о реализации пилотного проекта во Львове: оплата проезда с помощью интернет-банкинга. «Мы предоставим стикеры с QR-кодами, софт, в котором можно администрировать маршруты и получать онлайн отчетность по оплатам, обучим персонал транспортного предприятия работе с этой технологией. Так как для запуска не требуется какое-либо оборудование, реализация проекта в конкретном городе может занять всего неделю, – сообщили в ПриватБанке. – Кроме Львова мы ведем переговоры по реализации оплаты проезда через мобильный Приват24 в Днепре, Полтаве и других городах».

Планируется интеграция электронных билетов с муниципальными картами. «Ощадбанк – единственный банк, реализующий выпуск муниципальных карт («карт горожанина»), которые могут содержать транспортное приложение, как например, «Карта киевлянина». Планируется, что электронный билет будет интегрирован в «Карту киевлянина». По сути, муниципальные карты являются хорошей платформой для реализации проекта «единого электронного билета». Учитывая позитивный опыт банка в развитии Kyiv Smart City, мы готовы его внедрять и в других городах Украины», – говорит заместитель председателя правления Ощадбанка Антон Тютюн.

Другие банки также заинтересованы в участии в таких проектах, но спешить не будут. «Мы видим за этим интересные возможности. Однако в настоящий момент мы сфокусированы на вопросах интеграции с Укрсоцбанком и в этом направлении пока не работаем», – говорит и. о. директора по развитию розничного бизнеса Альфа-банка Алексей Пузняк.

Внедрение электронных билетов требует значительных инвестиций в установку валидаторов в транспорте. В Днепре подсчитали, что городу на это необходимо $8 млн. А Львовский горсовет обсуждал привлечение у Европейского банка реконструкции и развития кредита на 10 млн евро.

Без создания необходимой инфраструктуры нельзя будет перейти к новой системе оплаты. «Чтобы проект был успешным, жители города должны быть уверены, что это действительно удобный способ оплаты за проезд. Сейчас киевляне активно пользуются своей картой в метро, потому что им не нужно стоять в очередях, носить с собой дополнительный пластик и постоянно его пополнять.

Терминалы для оплаты есть на любой станции, а банки и платежная система создают специальные программы поощрения таких расчетов, – говорит начальник департамента специальных каналов продаж Укрсоцбанка Александр Григоренко. – Если пассажиры будут уверены, что приобретя электронный билет, они смогут воспользоваться им там и когда это им будет удобно, процесс перехода на электронные билеты произойдет довольно быстро».

Но реализация проекта будет не быстрой. Винница и Львов планируют перевести городской транспорт на безналичную оплату с 2018 года, а Днепр – в 2017-2019 годах.

Губарь Елена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *